Сотрудники

В.В. Мазалов. Извержение вулкана и выбор маршрута

В середине апреля я оказался по делам в Великобритании. Вначале в университете Кардифф, а затем в университете Варвик в Ковентри. В Ковентри была конференция по теории игр и приложениям в экономике, биологии и социальных науках. Кроме меня было еще несколько русских математиков. Все было как обычно, я сделал доклад о применении теории игр в экономике, потом были дискуссии. 18 апреля мы должны были вернуться обратно из Хитроу в Лондоне.

Уже 16 апреля начались сообщения о закрытии аэропорта в связи с извержением вулкана, которое началось еще в марте в Исландии рядом с ледником Эйяфьядлаёкудль в 120 километрах к востоку от Рейкьявика. Облако вулканической пыли заволокло центр и север Европы, и фактически парализовало всю Европу. В какой-то момент мы поняли, что это надолго. 17 апреля в 13.30 час. мы с проф. Санкт-Петербургского университета Петросяном Л.А., сразу после его блестящего доклада об условиях стабильности кооперативных соглашений, начали движение обратно. Вначале попробовали забронировать по Интернету билеты на поезд Евростар под Ла-Маншем или паром через пролив Па-де-Кале. Это оказалось пустой затеей, сервер все время обрывался, потому что его атаковали десятки тысяч людей. Тогда мы выехали в Довер на поезде. Там было много народа, но нам удалось все-таки взять билеты на последний паром в Кале. В Кале мы оказались ночью, все было закрыто. Только такси, водители которых в основном арабы. Это небольшой город и в нем нет междугородних автобусов, есть железнодорожный вокзал, который открывался в 9.00 утра. Но следует сказать, что в это же время в Франции была забастовка работников железной дороги. Пришлось взять такси и мы добрались из Франции через Бельгию до Аахена. В Германии к счастью ночью поезда функционируют и в 3.30 мы выехали в сторону Дюссельдорфа. Из Дюссельдорфа мы поехали в Гамбург. Из Гамбурге наш коллега на машине добросил нас через Данию в Швецию в город Мальме. Билеты до Стокгольма были уже раскуплены, но нам с трудом удалось достать спальные места на поезд в Стокгольм. В шведских спальных вагонах 6 спальных мест по три с каждой стороны. Утром мы проснулись, поезд стоял прямо возле городской ратуши. Теперь встала проблема купить билеты на паром в Хельсинки. По Интернету это оказалось непросто, опять помог коллега математик из Хельсинки, он смог забронировать билет на паром в Турку. В Турку мы были в 7.00 утра, где нас ждало маршрутное такси, которое предварительно другой наш коллега из Петербурга забронировал для нас. В 20.00 мы были в Санкт-Петербурге, попрощались с Петросяном и ночным поездом я вернулся в Петрозаводск. За весь путь до России мы пересекли 6 стран и для его прохождения нам понадобилось 72 часа непрерывного движения. Спали мы урывками в такси и поездах. Остались яркие впечатления о разнообразии ландшафтов, о людях, о взаимопомощи.

В теории игр в задаче выбора маршрутов появился такой термин - цена анархии. Это значение характеризует отношение между централизованным и автономным управлением. Мы попытались оценить цену анархии на этом эксперименте, как можно быстро двигаться в потоке таких же людей, пересекающих пространство из Италии в Финляндию, из Швеции в Германию, из Англии во Францию и т.д. Оказалось его значение не такое уж и большое. Мир хорошо организован.


Мазалов В.В.
Последние изменения: 10 мая 2010