Направление подготовки 09.06.01 – ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА | |
Направленность (профиль) | Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ |
Образовательный стандарт | Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.06.01. Информатика и вычислительная техника (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 875 |
Объем программы аспирантуры | 240 зачетных единиц |
Срок обучения | по очной форме – 4 года, по заочной форме – 5 лет |
Язык обучения | русский |
"Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ" Паспорт специальности
Описание образовательной программы: Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает сферы науки, техники, технологии и педагогики, охватывающие совокупность задач направления Информатика и вычислительная техника, включая развитие теории, создание, внедрение и эксплуатация перспективных компьютерных систем, сетей и комплексов, математического и программного обеспечения.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:
- - избранная область научного знания, а также научные задачи междисциплинарного характера, содержащие:
- - вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
- - программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы);
- - математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение автоматизированных информационных, вычислительных, проектирующих и управляющих систем;
- - высокопроизводительные вычисления и суперкомпьютерная техника;
- - технологии разработки технических средств вычислительной техники и программных продуктов.
Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
Основная образовательная программа
Карта компетенций 09.06.01 - Информатика и вычислительная техника (Приложение № 1 к ООП)
Рабочий учебный план 2015-2016 учебный год, год начала подготовки 2014, год обучения 2 (Приложение № 2.1 к ООП)
Рабочий учебный план 2015-2016 учебный год, год начала подготовки 2015, год обучения 1 (Приложение № 2.2 к ООП)
Рабочие программы (Приложение № 3 к ООП)
Обязательная (базовая) часть | |
История и философия науки | Главная цель освоения дисциплины состоит в том, чтобы: во-первых: дать представление об актуальных проблемах истории и философии науки, содействуя формированию у аспирантов целостного представления о научном мировоззрении и принципах научного мышления; во-вторых, познакомить аспирантов и соискателей с основными философскими проблемами техники и технических наук и способствовать развитию у формирующихся исследователей рефлексии над основаниями конкретно-научных проблем и теоретико-методологических положений; Основными задачами программы являются: - ознакомить аспирантов и соискателей с основными философскими концепциями науки; - дать анализ основных философских концепций техники; - стимулировать у аспирантов и соискателей чувство социальной ответственности и потребность в осмыслении проблем и перспектив развития современной техногенной цивилизации; - совершенствовать умение аспирантов и соискателей вести дискуссии, полемику, диалог. |
Иностранный язык | Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня. Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления |
Специальная дисциплина: Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ | Целью освоения дисциплины является изучение основных методов математического моделирования, численных расчетов и компьютерного программирования, а также формирование у аспирантов знаний и умений, позволяющих строить математические модели различных систем, создавать алгоритмы, методы и программы для их решения, интерпретировать результаты. Дисциплина охватывает основополагающие разделы математических и компьютерных наук (теория функций и функционального анализа, экстремальные задачи, теория вероятностей и математическая статистика, принятие решений, исследование операций и задачи искусственного интеллекта, численные методы, вычислительный эксперимент, алгоритмические языки, основные принципы математического моделирования, методы исследования математических моделей, математические модели в научных исследованиях). |
Педагогика и психология высшей школы | Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических основ процесса развития обучающегося как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных типах учебных заведений и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях. |
Теория управления | Цели дисциплины: изучение методов математической теории управления динамическими системами; приобретение навыков решения практических задач; ознакомление с методологией современной теории управления эволюционными процессами. |
Методы математического моделирования | Цели дисциплины: изучение методов математического моделирования; приобретение навыков решения практических задач; ознакомление с методологией построения математических моделей в различных предметных областях. |
Научно-исследовательский семинар | Цель научно-исследовательского семинара: Основная цель научно-исследовательского семинара состоит в систематической и комплексной апробации научных гипотез в области информатики и вычислительной техники; в активации научного общения сотрудников лаборатории и аспирантов, интересующихся и занимающихся научными исследованиями данной тематики и их приложениями. |
Дисциплины по выбору | |
Вероятностный анализ коммуникационных систем и сетей | Целями освоения дисциплины «Вероятностный анализ коммуникационных систем и сетей» являются знакомство с основными понятиями современной теории случайных процессов, освоение основных технических приемов вероятностного анализа решения задач, освоение методов вероятностного моделирования прикладных задач, в первую очередь, в области теории коммуникационных систем. |
Математические модели, методы и программное обеспечение вебометрики | Цели освоения дисциплины: изучение основных понятий, программных средств и математических моделей вебометрики; приобретение навыков решения практических задач; ознакомление с современными методами вебометрических исследований. |
Методы и алгоритмы параллельных вычислений | Цели освоения учебной дисциплины «Методы и алгоритмы параллельных вычислений»: Cформировать базовое представление, знания, умения и навыки аспирантов по основам методов и алгоритмов параллельных вычислений для разработки программ на языках программирования С, С++ и др. Подготовить аспирантов к применению знаний параллельных методов и алгоритмов после окончания обучения в профессиональной деятельности. |
Анализ стационарности коммуникационных систем | Целями освоения дисциплины «Анализ стационарности коммуникационных систем» знакомство с основными понятиями современной теории массового обслуживания и случайных процессов, описывающих динамику коммуникационных систем; освоение основных технических приемов вероятностного анализа проверки стационарности систем; освоение основных методов имитационного вероятностного моделирования коммуникационных систем; получение навыков разработки программ имитационного моделирования динамики стохастических процессов, описывающих системы обслуживания. |
Вычислительная лингвистика | Целью дисциплины является: создание условий для формирования системы теоретических знаний в области вычислительной лингвистики, обработки текста на естественном языке; формирование навыков использования методов вычислительной лингвистики в научно-исследовательской и педагогической деятельности; формирование навыков разработки программных комплексов в научно-исследовательской деятельности; повышение квалификации в области научных основ и применении методов компьютерной лингвистики и комплексов программ для решения фундаментальных научных и прикладных научно-технических проблем. |
Динамические системы | Целью дисциплины является: создание условий для формирования системы теоретических знаний в области математического моделирования на основе использования динамических систем; формирование навыков использования методов анализа динамики в задачах, возникающих в научно-исследовательской и педагогической деятельности; формирование навыков исследования качественных и количественных характеристик динамических математических моделей; повышение квалификации в области научных основ и применении методов теории динамических систем для решения фундаментальных научных и прикладных научно-технических проблем. |
Интернет-математика | Целью дисциплины является: создание условий для формирования системы теоретических знаний в области информационного поиска, компьютерной лингвистики, обработки текста на естественном языке; формирование навыков использования методов вычислительной лингвистики в научно-исследовательской и педагогической деятельности; формирование навыков разработки программных комплексов в научно-исследовательской деятельности; повышение квалификации в области научных основ и применении методов компьютерной лингвистики и комплексов программ для решения фундаментальных научных и прикладных научно-технических проблем. |
Факультативы | |
Дискретное и динамическое программирование | Целями освоения дисциплины «Дискретное и динамическое программирование» являются знакомство с основными понятиями современной теории оптимизации, динамического программирования и теории игр, освоение основных технических приемов анализа оптимизационных задач, приобретение практических навыков построения математических моделей и решения прикладных задач планирования и управления производством. |
Теория игр и приложения | Целями освоения дисциплины «Теория игр и приложения» являются знакомство с основными понятиями современной теории игр и исследования операций, обучение теории и практике принятия решений в современных экономических условиях, освоение основных приемов анализа теоретико-игровых задач, приобретение практических навыков построения математических моделей и решения прикладных задач в организационно-экономических и производственных системах. |
Рабочая программа педагогической практики
Рабочая программа научно-исследовательской практики
Программа научно-исследовательской деятельности аспиранта
Программа подготовки научно-квалификационной работы
Программа Государственной итоговой аттестации
Сведения о научных руководителях аспирантов за 2014 – 2017 гг. (Приложение № 4 к ООП)
Материально-техническое обеспечение (Приложение № 5 к ООП)
Информационное обеспечение образовательной деятельности (Приложение № 6 к ООП)